Здравствуйте!
Я из России, поэтому пишу по-русски. Надеюсь, это не станет большой проблемой для понимания.
Пишу, чтобы рассказать о своей коллекции номерных знаков, которую собираю уже очень давно, и возможно, форумчане смогут помочь мне в ее пополнении.
В мою коллекцию входят любые номера - начиная от номеров извозчиков и велосипедов, кончая номерами автомобилей, тракторов и прочим по теме. Преимущество в собирательстве я отдаю номерам СССР, которые люблю больше всего. Но в последнее время также стали представлять интерес и иностранные (для меня номера), например знаки Литвы, Латвии и Эстонии.
Итак, собираю я номера уже 38 лет. В детстве коллекция пополнялась слабо, буквально 1 - 2 номера в год. Возраст был еще не тот, чтобы лазить по гаражам и всяким прочим помойкам, и находить там кусочки металла с циферками и буквами.
Начало активного пополнения коллекции - конец 80- х - начало 90-х гг. Именно тогда были найдены многие интересные для меня номера. Я поставил задачу тогда собрать по представителю каждого типа советских номеров, что-то удалось найти, что-то нет.
Некоторые я представлю на фото ниже (Фото по ссылкам, вставить их в сообщение не получается.).
Самый ранний тип номеров СССР, который есть у меня в коллекции - образца 1934 года. Я слышал еще об одном сохранившемся номере этого времени, но никогда его не видел. В то время страна была поделена на 45 условных регионов, называвшихся "Дортрансами". И каждый Дортранс выпускал свои номера, которые, отличаясь шрифтами и внешним видом, тем не менее, имели определенный стандарт исполнения.
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/85/210087819.jpgЭтот номер должен быть белого цвета с черными символами. К сожалению, в 70-е годы его покрасили голубой краской. Даже не знаю, стоит ли его приводить в первозданный вид. С некоторых пор не люблю новодельно перекрашенные номера.
Стандарт 1934 г. просуществовал недолго - до середины 1936, а сами номера постепенно заменялись новыми до начала 1937 г.
А вот так выглядели номера СССР в период с середины 1936 г до примерно 46 - 47, когда был принят новый стандарт. Передний номер этого типа длинный - более полуметра.
http://gib01.users.photofile.ru/photo/g ... 256447.jpgСудя по креплению, этот номер устанавливался на ГАЗ-АА, знаменитой полуторке. Передние крылья на полуторках соединялись бугелем, к нему и подвешивался обычно номер.
Этого стандарт предусматривал передние номера даже у мотоциклов, их было два, обычно они склепывались между собой и ставились на переднем крыле параллельно ходу движения. Были они вот такими:
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/86/144218568.jpgПосле войны, в 1946 г был принят новый стандарт. Номера стали делать желтого цвета - вот такие:
http://gib01.users.photofile.ru/photo/g ... 798114.jpgТут есть и мотоциклетные, и автомобильные номера. Номера на черном фоне, разумеется, более поздние. Передние номера у мотоциклов с 1946 г. упразднили.
Москва как обычно отличалась от всей страны, номера частных автомобилей в Москве почему-то остались черными, плюс передний номер на легковые автомобили до середины 50-х не выдавали вообще.
Такие номера продолжали выдавать в некоторых регионах до середины 60-х, но в 1958 был принят новый ГОСТ на номера, которые все, наверное помнят - "черные" с тремя буквами. Типов этих номеров было значительно больше, чем в 1946 г - с 1965, после изменения ГОСТа , номера предусматривалось выдавать и тракторам, и мопедам (номер серии ста на фото выше как раз мопедный), и различным спецавтомобилям, например была сделана специальная серии "Проба" для экспериментальных автомобилей и "СПОРТ" для спортивных автомобилей. Номера "Спорт" сейчас достаточно редкие:
http://gib01.users.photofile.ru/photo/g ... 218569.jpgНадо сказать, что в советское время на счету был и каждый велосипед, каждый год их владельцы платили налог и получали номер, действительный только на год:
http://gib01.users.photofile.ru/photo/g ... 886891.jpgВ 1977 г. решили разделить номера частных владельцев и юрлиц, поэтому ввели новый стандарт. Примерно в 1981 г. появились новые - "белые" номера.
У частников они были такими:
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/220/a0100MO.jpgУ предприятий такими:
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/219/3345olm.jpg(на фото номер особой Олимпийской серии - такие номера устанавливались на автомобили, обслуживавшие игры Олимпиады-80. Этот номер из Таллина).
Одновременно появились различные цветные номера - красные и желтые (как правило, выдававшиеся иностранцам с различным правовым статусом):
http://gib01.users.photofile.ru/photo/g ... 917562.jpgБыло несколько серий таких номеров. На красном фоне: D для дипломатов и Т для технического персонала посольств. На желтом фоне - К для иностранных корреспондентов, М - для представительств фирм, Н - для иностранных граждан и совместных предприятий, Р - для автомобилей, навсегда покидающих территорию СССР, где они были ранее зарегистрированы.
Эти номера выдавались примерно до конца 1993 г, когда появились всем известные ныне российские нoмера с кодами регионов, а уже в начале 90-х во многих республиках бывшего СССР началась эра первых национальных номерных стандартов.
В Литве первые номерные знаки имели дизайн на основе советского стандарта и выпускались по согласованию с МВД СССР. Частные номера имели вот такой вид и выпускались, как минимум, 6 разных серий - от aLL до fLL
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/543/b6685LL.jpgЗнаки для юрлиц имели, насколько известно, две серии - LLA и LLB
Выпускались номера для прицепов, такие же как и советские, но с новыми сериями латинскими буквами
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/543/IMG_7579.jpgСуществовали и тракторные номера
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/543/./5696TL.jpgКакие еще знаки имелись в этом стандарте, пока неясно. Буду рад дополнениям. Например, должен быть знак для тракторных прицепов с обрезанными сверху краями и буквенной серией над цифрами. Такие пост-советские аналоги были и в Латвии, и в Эстонии. Были ли они в Литве?
Надо сказать, что в советское время в Литве имелись знаки, информации по которым почти нет. МОжет кто-то из форумчан что-то знает? Это знаки для автомобилей ГАИ. Вот, к примеру, задний автомобильный номер (переднего у меня нет)
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/595/VAI-GAI-01.jpgА это мотоциклетный - его размер меньше и почти не отличается от обычного знака тех лет
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/595/IMG_7553.jpgЕсть у меня еще и такой номер, уже без надписи "ГАИ" на русском языке. Но к чему его относить? Может кто-то подскажет, это еще советский номер или уже номер пост-советского образца? До какого года такие номера существовали на полицейских машинах VAI в Литве?
http://k-a-i-f.ru/./assets/images/595/vai-119.jpgДовольно быстро эти знаки были отменены и заменены образцами, которые Вы каждый день видите на улицах - сначала на них синяя полоса несла на себе национальный флаг Литвы, а с 2004 г. его заменила эмблема Евросоюза из звезд. Правда, некоторые типы поменялись.
Номерных знаков современных типов Литвы у меня не очень много и надеюсь на помощь форумчан. Вот страница Литвы на моем сайте:
http://k-a-i-f.ru/nomernyie-znaki/inost ... litva.html Там есть фотографии тех номеров, что есть в коллекции.
Если кто-то готов поделиться номерами, приму в дар, куплю или даже обменяюсь. Предлагайте варианты в личных сообщениях. У меня есть хороший знакомый в Вильнюсе, который давно помогает мне в расширении коллекции и номера можно отправить через него. Постараюсь периодически обновлять тему теми номерами, что удалось найти, и рассказами о них. Мне есть о чем рассказать. Спасибо за внимание!